Тема: «Использование песочных игр в коррекции речевых нарушений»
Сроки разработки темы: 2018 – 2021 учебные года
Цель: создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми-логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми с помощью песочных игр.
Актуальность. МАДОУ «Детский сад «Полянка» п. Мирный» Томского района является центром экологического образования. В связи с этим мне хотелось выбрать тему с использованием какого-либо природного материала. На мой взгляд, песок это наиболее удачный материал, с помощью которого можно корректировать речевые нарушения. Всем известно, что с каждым годом увеличивается число детей с речевыми нарушениями. Кроме нарушений звукопроизношения, лексико-граммматических средств языка, связной речи, фонематического восприятия у детей встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, воображения, словесно-логического мышления. Игры с песком это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научится выражать свои чувства, эмоции, переживания. Метод песочной терапии применяемый с детьми с речевыми нарушениями помогает повысить мотивацию к логопедической работе, корригировать все стороны речевого развития, улучшить зрительно-моторную координацию движений, развивать мелкую моторику рук, а также снять напряжение и переживания детей.
С помощью песочных игр можно решить ряд задач:
¾ Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;
¾ Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память), когнитивные процессы;
¾ Развивать мелкую моторику рук;
¾ Формировать фонематический слух;
¾ Совершенствовать слоговую структуру слова;
¾ Автоматизировать корригируемые звуки;
¾ Обогащать и активизировать словарь родного языка;
¾ Формировать лексико-грамматические категории языка;
¾ Развивать фонематический анализ и синтез;
¾ Обучать элементам грамоты.
Новизна заключается в том, что использование «Песочной терапии» и рисование песком на световом столе, в качестве нетрадиционного метода коррекции речевых нарушений, является инновационным направлением в логопедии. Особенно мало изучено именно рисование на световом столе.
Планируемые результаты:
· значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
· развиты высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, воображение);
· развивается мелкая моторика рук;
· развивается фонематический слух и восприятие;
· закрепляются навыки правильного произношения автоматизируемого звука;
· расширяется словарный запас;
· происходит освоение навыков звуко-слогового анализа и синтеза;
· развивается связная речь, лексико-грамматические представления;
· происходит освоение навыков чтения и письма;
· сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия.